Понедельник, 20.05.2024, 02:34
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Мой сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Семейные ценности. Родословное древо
Всероссийская научная конференция
«Семейные ценности через музейный предмет»
2 октября 2008 г, Н. Новгород, музей Н.А.Добролюбова

О. Козырев
Крестьянская цивилизация. Родословное древо
тезисы доклада 

1. Тема нашего доклада в рамках конференции «Крестьянская цивилизация. Родословное древо». Через родословное древо конкретной крестьянской семьи мы решили выделить характерные особенности существовавшей когда-то крестьянской цивилизации.
 При подготовке доклада мы решили не вдаваться в дебри научной терминологии, а попытаемся рассказать о работе нашего музея в направлении изучения особенностей культуры и быта крестьянской деревни и возможных причин гибели многовековой крестьянской цивилизации.

2. К осознанию такого обобщающего понятия, как крестьянская цивилизация, мы пришли не сразу. Первоначально нам просто хотелось собрать и сохранить памятники материальной и духовной культуры в условиях катастрофически быстро погибающей деревни. 
  
3. В итоге многочисленных и многолетних экспедиций у нас собралась масса предметов и памятников хозяйственной, бытовой и духовной культуры деревни: исторические песни, бытовые баллады, хороводы, богатый набор свадебных обрядовых жанров, таких как предсвадебные мероприятия (беседки и игрища, сватовство, сидение в сговорёнках, причитания и плачи невесты, девичьи наговоры в невестиной бане), сказки, предания, легенды, заговоры, гадания, плясовые миниатюры (частушки). В фондах музея скопилось более 7 тысяч предметов крестьянского хозяйства и быта. Появилось желание разобраться в собранном материале. Мы пришли к выводу, что все это не разрозненные предметы, а свидетели единой неразрывно связанной культуры, которую мы и определили для себя понятием крестьянская цивилизация. У нас сложилась концепция, то есть свое видение проблем культуры и задач музейных работников как хранителей этой культуры. 

4. Признаки цивилизации

4-1. Крестьянская философия.
Необходимым условием существования цивилизации является наличие мировоззренческих, философских понятий. Оказалось, крестьянская философия существует. Крестьянин деревни Дыхалихи Михаил Васильевич Логинов изложил ее так: «Всё – от травки. Солнце греет землю. Земля прорастает травкой. Травку ест корова. Корова кормит человека. Отсюда: главный на земле человек – КРЕСТЬЯНИН. Стоит его оторвать от земли, и вся ваша цивилизация рухнет». Это вполне созвучно крестьянской теории Прудона, о котором, как оказалось, крестьянин и не слышал.

4-2. Изобразительная символика в русле крестьянского мировоззрения. Солярными знаками, символами плодородия, знаками древа жизни и оберегами заполнены сюжеты резьбы наличников, ткацких станов, образцов деревенских тканых изделий

4-3. Родословное древо
 Составляющей крестьянской цивилизации является комплекс родственных, хозяйственных, бытовых, обрядовых и духовных ценностей. Для предстоящего доклада мы выбрали тему родословного древа крестьянской семьи Рыбаковых из села Андрианово Шахунского района. Материалы этого исследования опубликованы в книге «История одного рода», изданной в Санкт-Петербурге в издательстве ООО «Береста» в 2007 году (О.Козырев. «История одного рода». С-Пб, 2007). 
Родословную семьи Рыбаковых составили семьи Полозовых, Орловых, Разумовых, Воробьёвых, Ершовых, Смирновых, Хамаловых, Лебедевых, Гусевых и собственно Рыбаковых. В ходе поисковых работ обнаружено 67 имён и фамилий, так или иначе связанных с этими родственниками. Родословную удалось проследить до 1760-х годов

  Карта расселения родовых фамилий занимает площадь более 1000 квадратных километров (обследована территория от Ветлуги до Шахуньи с запада на восток 55 км по прямой и от починка Мараны до села Большое Широкое 20 км с севера на юг)

На этой территории родовые ветви семьи Рыбаковых соседствуют с многочисленными другими семействами. Плотность расположения на карте указанных населенных пунктов говорит о долгосрочном компактном проживании родообразующих фамилий. Можно сказать, что крестьянские родовые объединения, как паутиной, плотно опутывали территорию России. Это подтверждают и археологические исследования: «….обычно селища располагались гнездообразно... Часто такие «гнезда» состоят из трех-четырех селищ... встречаются и более крупные группировки поселений... Ближайшие «гнезда» поселений находятся на расстоянии 3-5 км». («Археология СССР. Восточ¬ные славяне в VI-XIII вв.». Издатель¬ство «Наука». Москва, 1982 г., стр. 13). Так и у нас: от Хмелевиц до Красногора - 5 км, до Б. Музи - 5 км, до Скородумова - 5 км, до Обанихи - 5 км, до Мешкова - 5 км. В свою очередь, от Красногора до Андрианова 5 км и т.д. Вокруг этих гнездовых поселений располагались родственные деревни. Их в Хмелевицком районе к 1940 году было 240. Полноценных деревень. 

4-4. Семейные предания. 
 Семейное предание Рыбаковых о происхождении села Андрианово
Рыбаков Андрей Евгенович (1883-1947)
По семейному преданию, его именем названо село Андрианово, ранее называвшееся «деревня Портомой». Содержание предания. Однажды, в период службы в армии (начало 1900-х годов), во время послеобеденного отдыха, казарму посетили высокопоставленные особы царской фамилии. Одна из них, Екатерина, пощекотала Андрея за пятку. Андрей, думая, что это шутят товарищи, пнул её. Узнав имя солдата, Екатерина повелела переименовать деревню Портомой в село Андрианово, - по имени Андрея Рыбакова. Правдивость предания подтверждается летописными данными. Так, Логинов В.П. в летописи «Наш край» (1956-1966) упоминает, что со строительством церкви в 1904 году деревня стала называться «село Андрианово», то есть строительство церкви и переименование поселения произошло во время службы Андрея в армии. Вернулся он уже в село своего имени. Дата построения церкви и переименование деревни в 1904 году подтверждается и воспоминаниями из рукописи жительницы села Хмелевицы Ковязиной Анастасии Григорьевны (1900-1988), учительницы Хмелевицкой средней школы («История рода Ковязиных», рукопись, 1986-1988, архив КО)

4-5. Бытовые крестьянские летописи повествуют о событиях, происходящих в деревне. Так, в летописи крестьянина Сергея Григорьевича Коломарова из д. Мешково (Б.Матвеево) последовательно изложена история деревни со дня ее основания в 1799 году до 1944 года (видимо, год смерти автора) Особенно многословны и многочисленны в воспоминаниях деревенских летописцев рассказы о событиях начала и 20-30-х годов прошлого столетия. Так, во время реформ 1907-1910 годов Василий Рыбаков был одним из основателей Дыхалинского починка, сын его Николай в 1917 году основал хутор Марана. В годы нэпа возникли починок Рыбаково, деревни Рыбаково и Малое Рыбаково. Родственники Рыбаковых, так же, как и другие деревенские жители, оказывались по разные стороны происходящих в те годы событий, но изложение содержания этих рассказов выходит за рамки настоящего доклада. 

4-6. Обряды и обычаи, песни и хороводы как составная часть крестьянской цивилизации 

Хоровод «Хмель». Выкликание предков на Красную горку
Непреходящую ценность погибшей крестьянской цивилизации составляют произведения устного народного творчества. Мы воспринимаем их сейчас как эстрадные миниатюры, тогда как они представляли собой неразрывное целое с хозяйственным, бытовым, духовным и культурным укладом деревни.
Например, хоровод «Хмель» (по первым словам: «Как на нашей на сторонке») исполнялся один раз в год, после Пасхи, накануне праздника Олёны, на Красную горку. Первый и последний раз я видел его вживую в 1945 году. Его водили хмелевицкие женщины. Теперь его исполняет народный хор «Хмеляна» села Хмелевицы
   
Плачи и причитания
И был у нас праздник в Хмелевицах – Олёны. Он и сейчас есть, конечно. Но это уже не то, хотя популярность его настолько велика, что и по сие время съезжаются к 3 июня со всех концов страны великой. На один день! В такие дали! И зачем? Да чтобы на кладбище родителей помянуть. Один раз в году у нас поминали на кладбище. Но зато так поминали, что, наверное, покойники в гробу переворачивались
 На кладбище не пили, а угощались с родителями. Пивом. Хмельным. Густым. Темным. Пили дома, после кладбища. Там была и водка. Но пиво деревенское в этот день было в каждом доме обязательно. Водку пили, да, а поминали – пивом. Да чтобы пенилось. 
Нам, мальчишкам, с хмелевицкой горы было видно, как со всей округи по дорогам полевым через Хмелевицы, через кладбищенское поле, по пыльной дорожке, все более распаляясь, всхлипывая и постанывая, вся в слезах добегала она наконец до могилы, и тут уже не сдержать: ” Ой да посмотри-ко ты, да родной тятенька-а! Ой да посреди-то ног да сирота лежи-ит! Ой да ты послушай моих ба-се-нок про житье мое сиротскоё. Ой да при родимом-то при тятеньке, не вставала я ранёшенько. Ой да не ломала белы рученьки на тяжелой на роботушке! Ой! Ой, батюшки!" Бывало, плачет- убивается бабенка на могиле умершего мужа, а новый супруг рядом стоит, успокаивает: "Ну что уж ты, право, не вернешь ведь – проживем, поминать будем”, – и сам плачет. 

Сила воздействия таких плачей поразительная. Самые крепкие мужики стояли у могилы, глотая слезы. Даже одну плакальщицу невозможно выслушать, не всхлипнув. А тут – все кладбище: пластом лежат на могилах и воют. Гул страшного рёва, сливаясь в мощный, ураганом ревущий поток, слышен был за многие версты. Стоишь, бывало, на горе хмелевицкой, людей не видно, и кажется, что это не они, не люди, а само кладбище воет. Гудит, как в резонаторе. Сосны вибрируют. Воздух колышется, листья на тополях трепыхаются. А волна этого гула настолько плотна, густа и упруга, что давит на уши, сжимает виски. На упругой волне плача, кажется, даже мертвые могут воспрянуть. Выть умели все, но лучшие плакальщицы пользовались особым уважением. Последний раз я записал на магнитофон плач по отцу в 1983 году от тети Лиды хмелевицкой (О.Козырев. «Весёлые угоры», Шахунья, 2002 г)

Песни свадебные
Включают в себя целый цикл записей свадебного обряда: сватовство, сиденье в сговорёнках, пропои невесты, венчанье, плачи и причитания невесты родителям, припевки подружек в невестиной бане …

Исторические баллады
В поэтическо-песенной форме повествуют о вполне конкретных исторических событиях. Таковы, например, песни «Вниз по матушке по Волге», «Вдоль по линии Кавказа»

Бытовые баллады
Сказки Бытовые сказки носили поучительный характер, воспитывали трудолюбие, прилежание, почтительное и уважительное отношение к старшим  
5. Семья как производительная ячейка общества
Крестьянская семья как хозяйственная ячейка была многочисленной, многодетной и держалась на строгой иерархии. Многодетность семьи кроме моральных и нравственных традиций связана была и с хозяйственной необходимостью иметь больше рабочих рук. Семьи жили в одном доме до рождения в новой семье ребёнка. Молодой хозяин выделялся, родственники (и соседи) на условиях помочи строили молодым новый дом, помогали обзавестись необходимым инвентарем. 

Основной формой организации деревенского семейного и хозяйственного уклада была крестьянская усадьба. В её состав входили изба, летняя изба, старая изба, каретный двор, сушило, овин, гумно, житницы, мякинницы, пчельник, верхний огород, нижний огород, посевные полосы. На хуторах и починках к этому добавлялись еще сенокосы и выпасы «Усадьба крестьянина Чистякова П.С., д. Дыхалиха, к. XIX – нач. XX вв ШЭМ-ОФ 389»
Схема земельных участков и хозяйственных построек крестьянина-единоличника на хуторе Иловка 
Крестьянская усадьба полностью отвечала потребностям натурального, то есть самообеспеченного, почти полностью независимого от государства хозяйства: посевная, уборочная, кузнечное дело, столярные и плотницкие работы, обработка льна и шерсти, ткачество и пошив одежды – все эти работы производились или внутри одного хозяйства, или в содружестве с соседними хозяйствами.

Разрез и план крестьянской избы
Крестьянский дом это сложно организованная постройка, включающая в себя хоромы, просторные сени, горницу (холодная изба, сенник, холостая клеть), подполье, подклеть, двор, хлевы, конюшню, помещения для мелкого рогатого скота и птицы, а также кладовые, чуланы, сусеки, сеновал, поветь, голбец, полати 

Интерьер крестьянской избы
По результатам экспедиционных исследований сотрудниками ШЭМ

1. Прихожая 2. кухня 3. задняя лавка 4. кухонный стол 5. голбец 6. полавочник 7. посудник 8. приступка 9. печь русская 10. печной столб 11. полати 12. лавки 13. полицы 14. божница 15. переборки

Музей мы рассматриваем как центр собирательской, научно-исследовательской, учебной и воспитательной работы, средоточие находок и опыта поколений



Категория: Мои статьи | Добавил: деревня (21.04.2010)
Просмотров: 3097 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 TravelerSougs  
0
You are a very valuable site; couldn't do it without ya! Stop by too my webpage

https://www.mistralbg.com/pochivki-turcia/antalia-alania почивка в турция айвалък

ptmis+

Имя *:
Email *:
Код *: