Четверг, 09.05.2024, 02:48
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Мой сайт

Крестьянские ремёсла. Проблемы развития

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЁСЛА. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

 

I.  

1.Умение обрабатывать и перерабатывать  продукцию деревенского хозяйства и промыслов (охоты и рыболовства, например) это естественный процесс крестьянской хозяйственно-производственной деятельности. Ремесло в этом процессе проявляется в мастерстве обработки производственного сырья.

 

2.      Даже простое перечисление работ, требующих ремесленных навыков, может занять не одну страницу текста. Выделать бревно, вычинить сруб, изготовить кирпичи, сложить печь, слепить горшок, плошку, корчагу, вырыть колодец, сделать кадушку, шайку, лохань, бадью, выдолбить дуплянку, отковать серп, косарь, лемех косули или сошник, выделать тресту, напрясть пряжу, соткать ткани, выточить веретено, сделать пряху, самопрялку, сделать ткацкий стан – всего, что должен был уметь делать крестьянин невозможно перечислить. Бурачки, пестерки, короба, плетухи, лукошки, ситева, решёта, ситечки. А шкуры выделать, валенки скатать, сапоги стачать, полушубок сшить. Капканов наделать, снасти рыболовные связать, нароты сплести, лодку выдолбить из осины.

Можно сказать, что все основные работы из домашних хозяйственных ремесел мог выполнить любой крестьянин.

 

3. Повсеместно в деревнях находили мы ткацкие станы, приспособления для изготовления и формовки кирпичей. Токарный станок с ножным приводом для работ по дереву, станок для витья веревочки мочальной, колодки сапожные и для выделки валенок, катки и вальки для раскатки войлока, кодочиги. Нашлись и кузнечные принадлежности, приспособления для выделки шкур, кадки и бочки, капканы охотничьи на волка, медведя, приспособления и инструменты для изготовления  кадушек и бондарных изделий

 

4.     Но не каждый мог овладеть ремеслом в совершенстве. Например, каждый крестьянин мог запрячь лошадь, но не каждый умел сшить хомут, согнуть колесо, изготовить телегу, тарантас, кошёвку, пролётку.

 

5.   Появились мастера, которые специализировались на том или ином виде ремесленного производства. Распределялись они по определённым группам деревень.   Деревни также располагались своеобразными кустами вокруг более крупных поселений – сёл. Располагались кустовые сёла примерно на равных расстояниях друг от друга. Например, от Хмелевицы до Красногора 5 км, до Большой Музи – 5 км, до Скородумова – 5 км, до Обанихи – 5 км, до Мешкова -5, до Большой Свечи  чуть больше – 7 км

 

6.   Ремёсла выделились в самостоятельную отрасль кустарных промыслов. Например, валенки катали в Верховском, в Музе, в Извале, в Обанихе, в Дыхалихе, в Андрианове, в Старом Селе. Гончарное ремесло нашло развитие в Малиновке, кирпичное, и сапожное – в Хмелевицах. Кадушки для грибов изготовляли в Половинном Овраге, в Дыхалихе, в Андрианове.

Повсюду в деревнях было развито многоремизное художественное ткачество

 

7.  Всех мастеров просто трудно перечислить.  В сборнике  «Итоги» перечислены более 100 фамилий и адресов. Это только те, кого я сам разыскал, видел, проводил выставки народных ремесел. Директор Хмелевицкого ДК Галина Викторовна Голубева подарила музею собранную ею картотеку народных умельцев и мастеров. Там, кроме моего списка, разыскала она мастеров в селе Хмелевицы, в Сяве, Вахтане, в Свече, в Андрианове и других поселениях (как сейчас стало модно называть посёлки,  деревни и сёла). Картотека у нее составлена по отраслям деятельности, указаны фамилии и адреса.  

 

II. Особенности взаимодействия администрации  с домашними ремёслами

 

Особенностью деревенских ремёсел является то, что они были сезонными и мастера работали на заказ. В этой особенности сельских ремёсел, кстати, во многом и заключаются конфликты и недоразумения в отношениях мужиков с представителями органов власти. В разрешении этих конфликтов и заключается тайна сохранения и развития домашних ремёсел и народных промыслов.

 

1.  В 1898 году департамент земледелия разработал Устав кооперации, предоставлявший правовое равенство участия всем сословиям в организации кооперативов. К 1907-1908 годам в районе возникли мукомольные, смолокуренные, по обжигу угля и поташа небольшие (с обработкой до 150 кубометров осмола за сезон) артели (сб. ”Родная сторона”, стр. 35). На реке Малая Какша было построено 17 мельниц, по речке Шара – 9 мельниц, по речке Свеча  4 мельницы. Кроме того, пишет летописец, "ветер вращал десятки ветряков” (В.Логинов. "Наш край в рассказах и беседах”. 1956-66).

 

Технологический процесс, говоря современным языком, можно отнести к разряду энерго-и ресурсосберегающих: ткацкие станы "с ручным приводом”, кузнечные мехи – с ручным механическим поддувом, переносные кузнечные жаровни – с ножным приводом (типа швейной машинки), столярные  точильные и сверлильные станки с ножным приводом и так далее.

 

2. Кроме того, на строительство, оборудование и содержание 30 водяных и десятков ветряных мельниц, смолокуренных, поташных и кирпичных предприятий государство не потратило ни копейки бюджетных средств. То есть домашние ремесла – самый выгодный для государства выход в деле всеобщей занятости населения.

 

3. А потому невмешательство в процесс хозяйственно-предпринимательской деятельности это надёжный способ стабильного развития ремесел. Важную роль в процессе развития ремесленного производства играет система государственной поддержки и льгот. Например, система налогообложения

 

4. Система налогообложения. До  1905 года крестьяне считались временнообязанными и платили выкупные платежи

В летописи крестьянина д.Б.Матвеево (Мешково) Сергея Григорьевича Коломалова (1859-1944) имеются записи ежедневных расходов и доходов семьи с 1879 по 1917 год . В фондохранилище  Шахунского ф-э музея она хранится по описи

Коломаров Сергей Григорьевич, д. Мешково   шэм-оф 4104, хранил. Кор.1-1/13

 

С 1907 года в окладном листе указываются только норма Государственного поземельного налога и сумма Земских сборов. Выкупные платежи за землю отменены:  «Манифестом 3 ноября 1905 года наполовину были уменьшены, а с 1907 года вовсе отменены выкупные платежи, одна из наиболее тяжких повинностей российского крестьянства, взимаемая еще с отмены крепостного права. Крестьянство было освобождено от громадного платежа на сумму около 90 млн.руб. ежегодно. Кроме того, указом 5 октября 1906 года была окончательно и повсеместно упразднена архаическая подушная подать» - ж. «Гражданин», №4,2005

 

5.  Во всех ежедневных многогодовых записях крестьянина Коломарова С.Г. нет ни одного упоминания о налоговой инспекции,  налоговой полиции, судебных исполнителях и каких-либо других карательных органах.

 

 Государство не мешало крестьянину заниматься своим хозяйством, перерабатывать хозяйственную продукцию, продавать. Ни подоходного налога, ни налога на прибыль, ни налога на НДС, ни отчислений на содержание дорог, транспорта, полиции, ни  налогов на корову,  на свиней, на овец, на куриц, на яблони, на кусты плодово-ягодные, ни обязательств на поставку молока государству, мяса, яиц, шерсти – ничего не брали даже в войну.

Оставались всего два обязательных платежа: Государственный

поземельный налог и Земский сбор

 

6. Крестьянин грамотно вёл свое хозяйство. Учитывал расположение посевных площадей, расход посевного материала, урожайность зерновых и картофеля (картофель упоминается с 1916 года), вёл ежедневный учет расходов и доходов, высчитывая рентабельность своего хозяйства (а грамоты у него было церковно-приходская школа) 

 

III.   1917 – 1940 годы.

 

7. В 20-е годы возникают кооперированные ремесленные производства

 В 1921 году, по договору с Ветлужским химлесправлением, в Хмелевицах  возникла смолокуренная артель из 10 человек.

 

В 1925 году в д. Дыхалихе была организована мельнично-сельскохозяйственная артель.

В 1927 году на артельных основах было организовано кирпичное производство в селе Хмелевицы. В этом же году артель обеспечила своим кирпичом постройку здания средней школы в Хмелевицах. Как пишет один из организаторов артели В.П.Логинов, артели продолжали свою деятельность до сплошной коллективизации 1931 года.

 

IV.  1960-1970 годы

Из домашних ремесел продолжали существовать ткачество, изготовление бондарных изделий, катаульное ремесло – в основном на удовлетворение домашних нужд. Неофициально, конечно, заказывали и валенки скатать, и сапоги сшить, и кадушку сделать, но все это было вроде бы как незаконно и наказуемо по закону о тунеядстве

Так, например, по закону о тунеядстве неоднократно наказывали Любимова Бориса Васильевича (1931), с. Андрианово - катал валенки, шляпы, плащи (типа бурки), плетение из лозы; Шепелева Николая Ивановича (1957), Шахунья, ул. К.Маркса, 75

Шепелев плел пестеры, делал кадушки. Кадушку я у него купил. Хотел еще одну заказать, он сказал, что больше не делает: «налоговая начислила налог такой, будто у меня производство кадушек».

Жуков В.В: выращивание кроликов один вид производства, выделка шкур – другой вид пр-ва, пошив шапок еще один вид, а торговля на базаре  – особый вид предпринимательской деятельности (это уже в 1980-е годы)

 

Мастера боятся налоговой инспекции как пережитка карательного органа периода диктатуры

На вопрос, что было утеряно в эти годы, можно ответить кратко: было утеряно уважение к  семье как производительной ячейке общества.

 

V.  Наследники первых кооперативов  (О.Козырев,«ЗТ» март 2013 г)

 

1.Шахунское районное потребительское общество (Райпо) объединило в своем составе в 1931 году более двадцати успешно работавших сельских потребительских обществ. В сокращенном составе наше райпо сумело выжить и в годы последней перетряски 80-90-х годов злополучного двадцатого столетия.

        

2. Успешно работал Промкомбинат райпо. В его состав входили хлебозавод, холодильник ёмкостью 40 тонн, кондитерский цех, цех безалкогольных напитков, мороженный, колбасный, мебельный и холодильный цехи, швейная мастерская, теплица, цех по засолке грибов и варке варенья, продуктовая база на 200 тонн, два товарных склада на 100 тонн, механизированный картофеле-перевалочный склад с сезонной заготовкой картофеля на 12 тысяч тонн (!).

 

 Особенно тепло вспоминают  жители Шахуньи работу Комбината бытового обслуживания населения (КБО), созданного в 1960 году на базе существовавших с тридцатых годов артелей. В него вошли три швейные мастерские, парикмахерская, фотография, прокатный пункт, радиомастерская, часовая, сапожная, мастерская по ремонту музыкальных инструментов и сложной бытовой техники, работали химчистка, ателье проката.

 

3. Мы  могли сдать в стирку прачечной громоздкое постельное бельё, почистить в химчистке одежду, заказать на пошив обувь, бельё и постельные принадлежности, отремонтировать часы, холодильник и так далее.   Кооператоры доходили до каждого дома, скупали у населения грибы, ягоды, картофель, овощи, шкуры животных, шерсть. Не пропадали даже туши павших животных – рога, копыта  и кости обрабатывали в так называемых салотопках для изготовления столярного клея и хозяйственного мыла. Хвосты и гривы использовали для изготовления кистей малярных и флейцев. Жители города и рабочих поселков хорошо помнят, как магазины райпо продавали на разлив цельное свежее молоко, сметану,  а в магазине «Сельхозпродукты» свободно можно было купить огородную продукцию (картофель, капусту, морковь, лук, зелень), сушеные, соленые и маринованные грибы, джемы, варенья, повидло и пастилу местного производства – продукты без химии и опасных консервантов. То есть райпо стимулировало хозяйственную активность деревенской семьи как производительной ячейки общества, способствовало укреплению и развитию деревни.

 

4. Кооперативы были заинтересованы  в развитии   на селе крепких крестьянских хозяйств - ведь чем крепче деревня, тем полнее заготовительные базы и  прилавки магазинов райпо.

 

  Недаром в те годы дойное стадо района насчитывало более 16 тысяч коров (сейчас 1600 во всех категориях хозяйств - г. «Знамя труда», №120,2012),

а мяса на крестьянских подворьях деревенские жители производили намного больше, чем все совхозы района. Так, за 9-ю пятилетку совхозы района произвели мяса 4594 тонны, а у населения закуплено 5762 тонны (данные районной сельскохозяйственной выставки 1975 года - архив О.Козырева)! Не пора ли нам одуматься и  не вернуться ли к истокам?    Возможности  производственных и потребительских кооперативов и сейчас не исчерпаны.

 

  VI   Шахунская художественная фабрика

1.  В 1969 году в Шахунье была открыта строчевышивальная фабрика. Изделия строчевышивки пользовались огромным спросом у населения не только района, но распространялись на территории всего Советского Союза. Объемы производства за 16 лет увеличились с 697 тыс.руб. в 1969 году - до 9805 тыс. (10 миллионов) руб в 1985 году. Численность работающих выросла со 185 человек до 1233 в 1984 году. Предприятие работало рентабельно, получало неплохую прибыль и по праву являлось одним из ведущих предприятий Шахунского района.

На основе местного традиционного домашнего ремесла возник экспериментальный цех ручного ткачества при Шахунской строчевышивальной фабрике, который вскоре наладил и промышленное производство, а фабрика была переименована в Шахунскую Художественную.

 

2.    Благодаря неустанной неутомимой деятельности первого и бессменного директора фабрики Копысовой Александры Александровны в Шахунье было построено великолепное здание художественной фабрики, просторное и благоустроенное общежитие, пятиэтажный жилой дом и детский садик. Более 1200 работниц фабрики, то есть 1200 семей, только в Шахунье были обеспечены стабильным заработком, жильём и местами в детском саду.

 

Продукция ОАО "Тканые узоры” пользовалась огромным спросом на рынках России и была вполне конкурентноспособной для мирового рынка. Рынками сбыта ОАО "Тканые узоры” были:  Нижегородская область, Кировская, Ярославская, Костромская, Ивановская, Пермская, Иркутская, Московская, Владимирская области, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Республика Чувашия, Санкт-Петербург. Предприятие работало стабильно: вовремя выплачивается заработная плата, предприятие получало прибыль.

 

3.  Фабрика оказывала неоценимую помощь художественной школе: в ней был оборудован класс ручного художественного ткачества, обучение в котором прошли все учащиеся. Многие из них избрали своей профессией специальности художника по ткани, модельера, дизайнера.  Фабрика обеспечивала школу пряжей, лоскутом, обучение вели опытные художники фабрики Перминова Т.А., Кужим Н.А.,  М.С. Гуляева, Чуракова С. А. 

Ткачеством в художественной школе мы занялись со дня основания. Обучала детей ткать половики Фаина Ивановна Сольвьева, наша техничка, на своем домашнем стане. Светлана Чуракова, Маргарита Гуляева – по сути дела, ее первые ученики 

 

4. Шахунская художественная школа  внесла большой вклад в дело развития домашних художественных ремесел. Лепка, изготовление глиняных игрушек, свистулек, работа на гончарном круге, резьба по дереву, чеканка, макраме, художественное ткачество, скань и эмали – всеми видами ручных домашних ремесел под руководством опытных специалистов за 40 с лишним лет существования школы обучились около 1000 учащихся.  Можно с уверенностью заявить, что район полностью обеспечен сейчас подготовленными мастерами резьбы, лепки, чеканки и другими мастерами, что и проявилось уже в наши дни – у нас есть кому заказать наличники с глухой и ажурной резьбой, "дворцовые” двери и все, что угодно, из работ по дереву и металлу.

Из домашних ремесел в эти годы продолжали существовать катаульное, бондарное, резьба по дереву.

 

                    VII.     1985 – 1990 годы

1. Начало перестройки ознаменовалось поначалу небывалым взлетом творческой активности населения района. Рукавицы и пластиковые пакеты, халаты и картинки-наклейки, мягкая мебель и литье из пластмассы, двери и рамы, пиломатериалы, декоративные плинтуса и  штапики, древесный уголь, гвозди, блоки,  декоративные металлические решетки и сетки – далеко не полный перечень товаров и услуг, которые выпускали и оказывали многочисленные кооперативы района (сб. ”Родная сторона”, стр.57).

Общий объем  работ и услуг составил тогда около 18 миллионов, еще тех, полновесных рублей, а заработная плата кооператоров была 1,5  – 2 тысячи рублей в месяц,  это когда работник госпредприятия "получал” 200–300 рублей в месяц (там же)

 

2.  Кооперативы были связаны деловыми связями со всеми регионами тогдашнего Советского Союза и зарубежья – от Прибалтики и Закавказья до Средней Азии и Востока, от Монголии и Китая до Польши и Финляндии. Достаточно сказать, что Финляндия, страна традиционно высокоразвитой культуры обработки древесины, размещала свои заказы в наш Шахунский  

кооператив "Вариант”.      Не развалился бы и Советский Союз, если бы кооперативы свободно развивались.

Об этом хорошо сказала Прунскине, премьер-министр Латвии (может, Литвы), на сессии Верховного Совета в сентябре 1991 года. Предложила она Горбачёву заключить новый союзный договор на экономических основах. Михаил Сергеевич резко ответил ей: «Этого никогда не будет!». Встали Прибалтийцы и ушли из зала. За ними – Кавказ, Украина, Азия. По телевизору прямая трансляция была, хорошо было видно, как Союз разваливался от глупости партийного вождизма. До Беловежской пущи тогда еще далеко было. Союз развалился от патологического властолюбия правящей партии, которая и сейчас властвует, рассыпавшись на мелкие группировки под общей кличкой так называемых  демократов.   

 

3.   В районе были открыты десятки семейных частных предприятий (ИСЧП), которые, по сути, являлись лучшей формой организации кустарных ремесел.

4. Начавшееся было бурное развитие и возрождение промыслов и народных ремёсел остановили и уничтожили Закон Верховного Совета  СССР "О налогообложении прибыли” 1991 года, который установил для кооператоров уровень заработной платы в 412 рублей, а все, что свыше, подвергалось обложению налогом в 200% ,  принятый в 1994 году "Гражданский Кодекс РФ”, который аннулировал статус Семейных предприятий и вал отчетности, невыносимый для малых предприятий  и семейного производства (подоходный налог, налог на прибыль, на добавленную стоимость – НДС, на милицию, на дороги, на транспортные средства, на развитие территории и другие, то есть процентов 60-70 от дохода уходило на выплаты). Деньги сначала потекли  в бюджет рекой, потом ручейком, а потом и вовсе иссякли эти потоки (сб. Родная сторона»); одна из основных причин обнищания деревни – отраслевой монополизм

 

VIII.   В начале XXI  века   отмечается оживление предпринимательской деятельности.  Отличительной особенностью этого периода является рост профессионального мастерства местных умельцев

 

IX.  Для поддержки кустарного производства и домашнего ремесла  необходимо принять меры на укрепление семьи как производительной ячейки общества, ввести облегченное  налогообложение по реальному доходу (единый и единственный подоходный налог), установить   до предела упрощенную отчетность, определить категории и статус первичного производителя, продающего продукцию своего собственного хозяйства или семейного производства как беспатентных и налогонеоблагаемых занятий. Никаких капитальных государственных инвестиций для развития семейного предпринимательства и кустарных народных промыслов не требуется.

Необходимо скорейшее принятие областного закона "О поддержке народных художественных промыслов”, а также сохранение льготирования предприятий НХП по налогам и платежам за потребленную электроэнергию,

поддерживать режим наибольшего благоприятствования хозяйственной самостоятельности и инициативе людей предприимчивых и работящих, поощрять кустарные промыслы, семейные ремесла и личные подворья, укрепляющие семью как производительную ячейку общества, а также оказывать в рамках  своей компетенции поддержку предприятиям НХП.

 

X.  Что бы я сделал практически для массового развития домашних ремёсел и народных промыслов.

 

 1. Пособия выдавать надо не на производство детей, а на обустройство деревенского  (крестьянского, фермерского, коллективного или общинного – не важно) хозяйства.  Надежнее всего субсидировать и дотировать общины родственные, чтобы они сразу строили деревню, постепенно расселяясь по ныне существующим пустошам. Такая община легче справится с хозяйственными и бытовыми трудностями, сможет быстро и эффективно дать отпор заезжим вымогателям и «оккупантам».

 

2. Освободить деревню и все виды сельхозпроизводства от каких-либо налогов (кроме подоходного, наверное, если нельзя без этого)

 

3. Все виды домашних ремесел и народных промыслов освободить вообще от всех налогов, включая и подоходный.

 

4. Кроме достаточного для обустройства пособия, государство обязуется безвозмездно дотировать сельскохозяйственное производство

 

5. Развивать сеть торговых, закупочных и производственных  кооперативов на селе

 

6  вернуть в Гражданский Кодекс статьи о ИСЧП и о кооперативах (как это было в 1980--х годах)

 

7. На территории проживания коренного населения (в России это русские, украинцы, белорусы, татары, марийцы, удмурты, башкиры, коми, буряты, якуты и т.д.) его представителям принадлежит преимущественное (вернее, единственное) право на получение перечисленных льгот и пособий

 

8. При этом  льготные права коренного населения не ограничиваются узко национальными территориями–все коренные жители России имеют равные права и  доли наделов и пособий, независимо от территории (или республики) проживания.

 

9. Иностранные граждане и лица с двойным гражданством (в том числе и из  коренных национальностей) не имеют права на подобные пособия и дотации. Кроме того, лица с двойным гражданством не имеют права занимать государственные должности и баллотироваться в государственные органы власти и управления.

 

23. Можно многое ещё добавить к сказанному, важно наше неравнодушное отношение к судьбе страны, к судьбе деревни и семьи как производительной ячейки общества. Газета может сыграть в этом процессе основную роль как локомотив идей,